Тариф авиакомпании (АК) без возврата дешевле возвратных авиабилетов. Для большинства это отличный способ сэкономить. Но если требуется смена или отмена рейса, могут возникнуть проблемы. Разбираемся, когда и как вернуть невозвратные билеты на самолет.
Что такое невозвратный билет на самолет
Невозвратные авиабилеты — это маршрутные квитанции, от которых нельзя отказаться. Компании продают их без возможности обмена. В этом случае пассажир не сможет сдать билеты до регистрации или вернуть деньги, если по каким-либо причинам не явится на рейс.
Плюсы и минусы невозвратных авиабилетов
К недостаткам относят невозможность:
- бесплатно провезти багаж;
- редактировать бронирование;
- вернуть деньги при отмене рейса;
- сдать авиабилет по личным причинам.
Основным преимуществом является бюджетность. При наличии ограничений стоимость поездки будет в 1,5-3 раза ниже по сравнению с ценой возвратных билетов. К тому же перевозчик обязан оказать услуги. Если перелет отменен по инициативе АК, клиенту предоставят место на альтернативном рейсе.
Когда лучше покупать невозвратный билет
Отсутствие возврата оправдано, если путешественник летает с ручной кладью без питомцев и багажа. Такой вариант оптимален, когда явка на рейс не зависит от внешних обстоятельств:
- пассажир путешествует налегке;
- есть, с кем оставить детей и/или животных;
- отсутствие тяжелого либо нестандартного багажа;
- нет проблем с оформлением визы и других документов;
- даты отпуска/командировки утверждены и не будут меняться.
Невозвратный билет лучше не брать до получения визы, а также при ненормированном рабочем графике или часто болеющем ребенке. Если вероятность появления форс-мажора высока, то велики и шансы на потерю денег.
Можно ли вернуть деньги за авиабилет, если билет на самолет — невозвратный?
Условно причины для возврата делят на 2 категории. Отказаться от путешествия можно добровольно либо вынужденно. В первом случае речь идет о личном решении пассажира, в т. ч. из-за внешних обстоятельств:
- передумал лететь по выбранному направлению;
- был получен отказ при оформлении визы;
- начальник решил не выдавать отпуск;
- проспал и не успел на регистрацию;
- отменили командировку и т. п.
Во всех этих ситуациях клиент сможет отказаться полета и не проходить регистрацию на авиарейс. Но если был выбран невозвратный тариф, деньги перевозчик не вернет. Пассажир не получит даже частичной выплаты, не говоря уже о полной компенсации.
Хотя стоит отметить, что существует крайне важный нюанс. Помимо добровольных, существуют вынужденные обстоятельства для возврата авиабилетов. То есть, при наличии уважительных причин получить деньги обратно все-таки можно.
Когда авиакомпания разрешает вернуть невозвратные авиабилеты
В списке вынужденных причин присутствует:
- болезнь или плохое самочувствие, требующее госпитализации;
- смерть близкого родственника либо самого пассажира;
- серьезные форс-мажоры — пожар, авария и т. п.
Полную стоимость невозвратного билета могут вернуть и в тех ситуациях, если проблемы возникли по вине авиаперевозчика:
- оплаченный рейс был отменен;
- длительная задержка перед отправлением;
- маршрут самолета изменили перед отправлением;
- пассажира неоправданно задержали при досмотре;
- при оформлении брони/талона работник АК допустил ошибки;
- вылет был перенесен, из-за чего пассажир пропустил промежуточный авиарейс;
- реальное обслуживание не соответствует — эконом-место вместо бизнес-класса и т. п.
Овербукинг тоже относят к вынужденным обстоятельствам. Так называют ситуации, когда компании во избежание убытков продают слишком много билетов. То есть, часть пассажиров остается в аэропорту из-за нехватки мест на самолете.
Обязательно уточняйте правила перевозки, т. к. они могут отличаться в рамках АК и конкретных тарифов. К примеру, иностранные перевозчики часто перекладывают обязанности по возврату средств на страховые компании. И если пассажир отказался лететь из-за травмы или по болезни, получить компенсацию можно лишь при наличии страховки.
Как вернуть авиабилет, если он невозвратный
Сначала следует убедиться, что повод для возврата является вынужденной причиной. Заранее подготовьтесь к тому, что авиакомпания может запросить подтверждение:
- свидетельство о смерти;
- выписка из медицинской карты;
- протокол о ДТП или др.
Какие документы понадобятся, будет зависеть от причины и регламента АК. Далее следует сообщить перевозчику, что вы возвращаете билеты. Причем важно сделать это до начала регистрации, в идеале — за несколько суток до предполагаемого вылета.
Лучше уведомлять авиакомпанию напрямую. Пассажиру стоит посетить офис или связаться с поддержкой АК по горячей линии. Если билеты на самолет электронные и куплены на стороннем сервисе, посредник может предлагать отмену/смену рейса через личный кабинет.